Суши-суши

Конкурс для своих

Суши-суши.ру (Одна шестая часть суши)

1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное

1/6 часть суши - конкурс для своих

Уважаемые представители компаний, связанных с производством, доставкой и предоставлением услуг в сфере СУШИ и ПИЦЦЫ!

Учитесь зарабатывать вместе с профессионалами - воспользуйтесь нашими услугами.
Обращайтесь с любыми вопросами и предложениями - мы открыты для сотрудничества!

Пока новая волна кандидатов в поставщики не ринулась на рынок госзакупок, в этой сфере по большей части царила благообразная тишина, нарушаемая лишь приятным шелестом вскрываемых конвертов, таящих в себе конкурсные заявки. Разумеется, отдельные граждане пытались привлечь внимание общественности к «откатам», запрограммированным результатам конкурсов и дружным звукам пил, которыми коррупционеры отхватывали для себя куски государственных средств, но все это списывалось отчасти на «демократию» (у нас можно критиковать, отчего же нет?), отчасти на «национальные традиции». Представители власти многократно признавали, что «есть отдельные перегибы», многократно же обещали разобраться, принять меры и наказать виновных. И иногда кого-то даже наказывали. Но все изменилось в тот момент, когда шумный цыганский табор новичков наполнил супермаркет госзакупок, в залах которого прежде царили тишина и порядок.

Новоприбывшие вдруг выяснили, что победить в честной борьбе почти невозможно. Что все заказы давно поделены между аффилированными фирмами. Что системой госзакупок и правда правит взятка. Что участники со стороны, принимающие внешние условности вроде конкурсных процедур за чистую монету, часто не в состоянии даже подать заявку. Как ни стараются — она обязательно оказывается неверной по форме, причем в самый последний момент, когда исправить уже ничего нельзя.

По заказу Минэкономразвития Высшая школа экономики уже не первый год исследует отношение предпринимателей к «94-му» закону. Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ из года в год задает тысяче компаний одни и те же вопросы, связанные с поставкой товаров или услуг государству. Оказалось, что доля фирм, участвующих в поставках по госзаказам, с 2004-го по 2008 год увеличилась в полтора раза — с 28 до 41%. Отвечая на вопрос «Как часто предприятиям вашей отрасли при получении государственных или муниципальных заказов приходится давать взятки или откаты?», в 2009 году 17% респондентов выбрали варианты «практически всегда» или «часто», а 22,5% фирм заявили, что такая практика встречается «иногда». В 2005 году эти значения составляли 20 и 14% соответственно.

«Общий результат не меняется, но фирм, говорящих об откатах, стало больше, — вынужден признать директор института Андрей Яковлев. — Позитивные сдвиги выражаются лишь в том, что на 3% уменьшилась доля компаний, которые рассматривают откаты как массовое явление». Проще говоря, игроков на рынке госзакупок становится все больше, однако процент нечестного выбора остается прежним.

Хорошо известно, что «строгий» закон на самом деле предоставляет чиновникам множество лазеек — в зависимости от целей. Николай Кислов, директор небольшой мебельной фабрики «Агита» в Калининградской области, обнаружил в начале года на местном сайте, посвященном госзакупкам, весьма привлекательный лот. Районная администрация объявляла конкурс на поставку мебели. По всем параметрам продукция «Агиты» соответствовала заявленным критериям, а по цене оказывалась вдвое дешевле, чем было указано в заявке. «Я позвонил, хотел выяснить условия проведения аукциона, узнать, как подать документы и к кому обращаться, — вспоминает Кислов. — Однако мне сразу же честно ответили: можете даже не стараться, если времени своего жалко». Николаю Кислову попались очень хорошие люди. Чиновники объяснили: мебель давно уже приобретена и установлена. «А ведь до объявленной даты аукциона оставалось еще два месяца», — разводит руками предприниматель.

Таких случаев в последнее время обнаруживается не десятки, а сотни и тысячи. На некоторых радиостанциях появились даже регулярные передачи, в которых обсуждаются коллизии, возникающие при расходовании казенных средств. Чиновники же отпираются: виновата несовершенная система!

Коррупционное «ветвление» в ходе госзакупок начинается еще на этапе определения цены сделки. По закону у бюджетного предприятия или ведомства есть три основных способа найти подрядчика. Если речь идет о контрактах дешевле 500 тысяч рублей, запрашиваются котировки: поставщики сообщают, по каким ценам они готовы выполнить контракт, — и побеждает самый дешевый вариант. Если цена контракта выше, в ход идут две другие процедуры — открытый конкурс или аукцион.

— От того, по какой системе будет проводиться размещение госзаказа, зависит и способ, которым чиновник повернет это в свою пользу, — говорит Алексей Бесперстов, руководитель общественной организации «Деловой центр поддержки участников торгов».

Показательна история, честно рассказанная предпринимателем из Подмосковья по имени Максим. После того как он полюбовно договорился с чиновниками, курировавшими поставки по котировкам, нужные и правильные документы были составлены тут же, то есть прямо в кабинете: «Посмотрели, какие цифры прислали другие, поставили процента на два меньше и записали. Я за это заплатил 15%, но остался с прибылью».

Куда катится птица-тройка российских госзакупок? Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев уверен, что летит она под откос. Хотя летит довольно весело. «Представьте себе бюджетный пирог. Допустим, до кризиса четвертая его часть расходовалась нецелесообразно. Грянул кризис. Пирог сокращается, а доля уведенных средств, наоборот, растет. Потому что чиновники рассуждают так: непонятно, что будет завтра, значит, надо успеть «оприходовать» выделяемые средства сегодня», — говорит Николаев.

В последние годы представители власти много говорили о том, что замена конкурсов аукционами — благо, поскольку позволяет государству экономить. По оценкам предпринимателей, однако, процедуры как таковые не имеют значения. Без связей, придя «с улицы», поставщиком государства не стать. Пусть даже все формальности будут соблюдены.

— Когда на рынке госзакупок преобладали конкурсы, еще оставалась какая-то надежда на честность, — говорит Александр Семушкин, директор компании «Теплосистемы», специализирующейся на обогревательном оборудовании. — Заявки подавались в конвертах, чиновники не видели названия организаций. Максимум, к чему могли придраться, так это к тому, что какой-то справки или закорючки не хватает. В принципе, к этому мы всегда были готовы, а грамотный юрист проблему снимал. В общем, мы один раз из десяти — проходили. А теперь всюду проводят аукционы. Претенденты сидят в одном помещении, и по принципу голландского аукциона идет снижение цены. Государство назначает максимальную стоимость, а выигрывает — «кто надо».

Возможно ли такое в условиях публичных торгов? «Отчего же нет? — удивляется Семушкин. — Организаторы знают, кто «свой». Главное — по документам потом провести правильную сумму и поделить ее».

Так вдруг выяснилось, что гласность — вовсе не всегда средство от коррупции. Вот почему начиная с 2010 года аукционы на поставку государственным предприятиям и структурам в России станут анонимными и перекочуют в Интернет. Непосредственно на главный сайт госзакупок, www.zakupki.gov.ru.

Победа технологий над разбазариванием народных денег? Куда там. Пока подавляющее большинство экспертов высказывается на сей счет скептически. «Был бы механизм, а способ украсть найдется», — уверен Алексей Бесперстов, руководитель общественной организации по поддержке участников торгов.

В идее анонимных аукционов кроется еще одна проблема. Чиновники могут попросту перестать тратить деньги, если закупки станут вдруг слишком открытыми и контролируемыми. Так, с началом громких скандалов, возникших в связи с приобретением госструктурами автотранспортных средств, на покупку автомобилей было потрачено всего 3% от запланированных сумм. «Заставить учреждение потратить записанные в его бюджет деньги согласно действующему законодательству невозможно», — поясняет Игорь Николаев из ФБК. А значит, чиновникам ничто не мешает устроить «итальянскую забастовку» под флагом в виде казенного рубля и транспарантом «Так не доставайся же ты никому!».

www.business-magazine.ru


хостинг от .masterhost Яндекс.Метрика Поиск | О проекте | Контакты | Клиенты | Партнеры
©
@
®
1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное 1/6 часть суши

Партнерская программа для русскоязычных сайтов Закажи рекламу на Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru! - от 130 руб. за все!