Суши-суши

Мясной и рыбный сектор в период кризиса

Суши-суши.ру (Одна шестая часть суши)

1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное

1/6 часть суши - мясной и рыбный сектор в период кризиса

Уважаемые представители компаний, связанных с производством, доставкой и предоставлением услуг в сфере СУШИ и ПИЦЦЫ!

Инвестиционно-аналитической группой ГК «Хладопродукт», совестно с аналитической группой предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» под руководством члена Общественного совета при Росрыболовстве Тимура Гуруевича Митупова было проведено исследование ситуации, сложившейся в реальном потребительском секторе экономики (мясной и рыбный рынок) в России в период мирового кризиса, и на основании этого был выработан прогноз развития ситуации и необходимые антикризисные меры для мясных и рыбных компаний России.

Для преодоления последствий кризиса - воспользуйтесь нашими услугами.
Обращайтесь с любыми вопросами и предложениями - мы открыты для сотрудничества!

Мясным и рыбным компаниям, как впрочем, и всем компаниям реального сектора экономики, сейчас нелегко приходится в период кризиса.
В этот период, для того чтобы выжить, началась тенденция в ряде компаний под названием «оптимизация бизнеса», которая включает ряд экономических и социальных последствий, включая сокращение квалифицированного персонала (юристов, экономистов, маркетологов и PR-специалистов, системных администраторов и т.п.), сокращение непроизводственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытие непрофильных направлений деятельности.

На мой взгляд, при составлении антикризисной программы компании, необходимо не только провести анализ и прогноз развития своего сегмента рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития отрасли, в которой работает компания. Желательно, делать это поэтапно — «Рынок-отрасль-ниша», то есть продовольственный рынок (в большей части заменители, мясо-рыба и т.п.), далее мясная (рыбная) отрасль — далее уже свой сегмент — ниша на котором работаешь. Конечно, анализ лучше проводить в комплексе с макро-микро анализом — азов экономики (хотя бы попытаться смоделировать и поиграть с прогнозами занятости/безработицы, курсовых разниц, снижения/повышения уровня жизни и доходов, потребительской корзины, спроса/предложения и т.п.). На основе этого определить ключевые события и организовать контроль соответствия разработанного сценария и фактических событий, происходящих в отрасли и экономике страны, в приложении затем к своему сегменту — бизнесу.

Мой совет: дайте задачу компетентным органам, я имею в виду специалистам, если они остались — экономистам-финансистам-маркетологам-коммерческой службе разработать пессимистический и оптимистический сценарий, одним словом поиграть с цифрами. В частности, сокращения пропорционально снижению выручке и объему реализации текущих расходов и т.п. Основная цель — определить возможность и тактическую стратегию деятельности компании на ближайшую перспективу. При этом, необходимо определить оптимальные потенциальные и возможные материальные, технические и человеческие ресурсы, которые позволят удержать бизнес на «плаву», по возможности сохранить долю на рынке. На основе выработки плана max, mid и min, после согласования и определения своих потенциальных возможностей — разработать концептуальный план, далее программу, далее календарный оперативный план мероприятий. При этом, по возможности, еженедельно (ежемесячно) проводить координацию, план-фактный анализ, контроль за реализацией мероприятий и оперативно реагировать на изменения, соответственно проводить корректировку и т.п. Конечно же, при подготовке окончательного варианта программы, необходимо провести аудит: от ассортимента и персонала до клиента, по максимуму критически относится к основным показателям финансово-хозяйственной прогнозной деятельности предприятия, в особенности товарным запасам, товарам в пути, оборачиваемости средств в расчетах, дебиторской задолженности, платежеспособности компании и уровня кредиторской задолженности.

На мясном и рыбном рынке происходит этап слияний и поглощений, консолидация бизнеса. Отмечу, ряд компаний отказались от непрофильного развития бизнеса (логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п.) и переходят на аутсоринг. Взамен, они жестче сегментируют бизнес, определяют доходные «ниши» и переходят на узконаправленные проекты развития бизнеса, где они уверены на 50–70%, что смогут «продержать на плаву» бизнес в переходный период. Руководства компаний ставят главную перед собой задачу: продержаться на плаву, удержать профильный бизнес, сократить расходы — и определяют для этого свои реальные силы, материальные и человеческие ресурсы и финансовые возможности.

В этот период государство принимает необходимые антикризисные меры по преодолению кризиса ликвидности и поддержанию агропромышленного комплекса и рыбной отрасли. Однако, в большинстве случаев, можно отметить, что финансовые средства, выделенные государством для поддержания ликвидности, не доходят до реального сектора экономики. Как оказалось, появилась трудность оценки обесценивающихся активов на фондовых рынках. В банковском секторе как была трудность с получением кредитов, так и остается. И если «чудо» с выделением кредитов случается, то на короткий срок и под большие проценты. Мало того, ставка рефинансирования ЦБ поднялась до 13%.

На фоне снижения цен на нефть и ряда других негативных экономических и социальных факторов в период кризиса, на валютном рынке реальных экономических предпосылок и прогнозов для укрепления или падения рубля и всей биовалютной корзины, пока нет. Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряженности ведет в конечном итоге — к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического «кризиса ликвидности» — расцветает социальный «кризис доверия» между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев, многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для предприятий мясного и рыбного сектора IV кв. - самый доходный период. Если в этот период не заработать, то уже в последующем сможешь и не выдержать. Таким образом, я прогнозирую, что для многих мясных и рыбных компаний после Нового года ожидается в лучшем случае поглощение, в худшем — банкротство. Лучше позиция для выживания, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, кто участвует в развитии Нацпроекта, однако, отмечу, и у тех, кто не живет одним направлением развития бизнеса, есть «подушка безопасности» в виде другого профильного направления бизнеса. Пословица «Не клади все яйца в одну корзину» как никогда оправдывает себя.

Между тем, радует, что пока падение спроса на мясную и рыбную продукцию не такое уж значительное, как прогнозировалось. Сезонный фактор пикового роста спроса на мясо и рыбу дает о себе знать и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих компаний. Подчеркиваю: поддерживать оборот, а не увеличивать и тем более — получать прибыль. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам агрессивной маркетинговой политики, предпринимаемой в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, включая демпинг, антирекламу и т.п., на мясном и рыбном рынке не отмечается.

Таким образом, не все так плохо, как казалось. По данным Росстат, за период 10 мес. 2008 г. из обрабатывающих производств производство мяса, включая субпродукты I категории, составило 2 342 тыс. тонн, а по пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, — 3 055 тыс. тонн. Отмечу, что за 10 мес. 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост производства по мясу составил 12,2%, а по рыбопродукции, напротив, произошло снижение производства на 1,9%. При этом, за период 2000–2007 г. среднегодовой темп роста производства мяса, включая субпродукты I кат., составлял — 12%, а в период 2005–2007 г. — 13%, в то время как по рыбопродукции — 4% и 9% соответственно. Анализируя ситуацию на мясном и рыбном рынке, я прогнозирую, что за период 2008 г. производство мяса, включая субпродукты I категории, составит около 2,8 млн. тонн с приростом около 9% к прошлому году, а по рыбопродукции объем производства будет ниже (1–2%) или на уровне прошлого года и составит около 3,7 млн. тонн.

По прогнозам Минсельхоза, в 2008 г. производство скота и птицы на убой составит более 9 млн. тонн в живом весе, что почти на 7% больше показателей 2007 года. Высокую динамику показывают производители мяса птицы — 16,5%, свинины — 8%. Хороший рост демонстрирует и промышленное производство и переработка. В ближайшие годы, при оптимистичном прогнозе будет наблюдаться динамичное увеличение потребления курятины и свинины, с незначительным снижением потребления мяса говядины из-за его высокой себестоимости и цены.
По прогнозу, к 2015 году потребление мяса достигнет 10 млн. тонн, в т.ч. говядины 2,2 млн т, свинины — 3,5 млн т, а куриного мяса — 4,6 млн т. На данный момент потребление составляет около 60 кг. на душу населения, сравните с западными странами — 95 кг.

В рыбной отрасли 2008 г. ознаменовался многими положительными событиями. Росрыболовство продолжило приведение нормативно-правовой базы в соответствие с сегодняшними реалиями и необходимостью эффективной и продуктивной работы отрасли, с создания экономических рычагов, стимулирующих выход отрасли из системного кризиса. Правительство приняло целый ряд постановлений, одобрило Концепцию развития рыбного хозяйства до 2020 г. и Федеральную целевую программу развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009–2013 гг.
Федеральное агентство по рыболовству распределило квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 10-летний период, проработало вопрос о российском таможенном оформлении и сокращении проверяющих, а также о наличии собственного или арендованного (на десять лет) рыболовецкого флота, которые будут способствовать консолидации отрасли, концентрации рынка. Это создаст благоприятные условия для работы рыбных аукционов. И конечно, это значительно повысит инвестиционную привлекательность рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора национальной экономики.

Ранее, состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Кроме того, при поставке рыбы на территорию страны рыбак платит 10 процентов ставки за пользование водными биоресурсами, при поставке на экспорт — 100 процентов. Как только эти нормы ввели законодательно, от бизнеса, в особенности от иностранного, пошла реакция. Предприниматели поняли, что с начала следующего года судов в наших морских рыбных портах станет гораздо больше, продукция пойдет на российский берег. Они готовы строить холодильники в этих портах, выстраивать логистику. Более того, серьезный интерес к российской рыбопереработке проявили норвежские, японские, корейские компании.
Со вступлением в силу нормы закона с 1 января 2009 г. об обязательной доставке уловов на российский берег для таможенного оформления, органы таможенного контроля проверят соответствующие реальные объемы вылова и экспорта. Не удивлюсь, что «реальные» цифры будут после 1 января 2009 г. по факту прохождения таможенного оформления российскими рыболовецкими судами, в значительной мере превосходить фактические. И мы узнаем, что же все-таки на самом деле уплывает за границу. Уже сейчас некоторые эксперты прогнозируют, что по самым скромным подсчетам, объем неучтенного улова может достигать 300 тыс. тонн. А пока среднегодовой темп роста объемов вылова водных биоресурсов составляет 3–5%, и на ближайшую перспективу объем вылова будет доведен до 4,5–5 млн. тонн.

Из наиболее актуальных для рыбной отрасли решений проблем, необходимо наряду с налоговыми и экономическими преференциями, включая государственное субсидирование цен на топливо, процентной ставки и лизинговых платежей по приобретению судов и технологического оборудования, снижения или отмены таможенных платежей за ввоз оборудования для судов и рыбопереработки, принятие ЕСХН.
Переход на уплату ЕСХН снизит налоговую нагрузку и позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли. Уже имеется положительный опыт применения этого налога в ряде рыбохозяйственных предприятий. Налоговая нагрузка на отрасль в настоящее время превышает 30%, расходы на топливо в 2007–2008 годах выросли в два раза. По расчетам института экономики рыбного хозяйства, перевод отрасли на уплату единого сельхозналога позволит увеличить инвестиции в основные фонды с 1,7 млрд. рублей в 2006 году до 48 млрд рублей в 2009 — 2011 году. Таким образом, ЕСХН, по моему твердому убеждению и мнению большинства уважаемых членов рыбацкого сообщества — все-таки надо вводить.

Более всего, вызываeт опасения дальнейшая ситуация с импортом продукции. Импортная зависимость по мясу и мясопродукции составляет около 40%, а по рыбе и рыбопродукции — 33,5%. На этом рынке уже отмечается тенденция к концентрации рынка импорта и ужесточение «Россельхознадзора» к внешним и внутренним участникам рынка.
Пик «смысла жизни» для многих компаний будет конец I кв. и нач. II кв. 2009 г. Именно на этот период попадают оплаты за поставленную продукцию в предновогодние, и посленовогодние праздники, не говоря уже о налогах, закрытии платежей по кредитным договорам и т.п. Если кризис ликвидности у компании будет вызван просроченной и «сомнительной» дебиторской/кредиторской задолженностью, отсутствием собственных источников финансирования и кредитования и т.п., то дела «очень плохи». К концу I полугодия 2009 г. многим компаниям будет окончательно ясно, к чему привела корпоративная антикризисная программа, «оптимизация» бизнеса, сокращение расходов и т.п. Будет понятно — сможет ли бизнес в дальнейшем не только удерживаться на «плаву», но и развиваться.

Период слияний и поглощений будет проходить до конца 2009 года, но уход с рынка ряда крупных, средних и большинства мелких компаний, и на фоне этого — усиление позиций других, потребует от компаний пересмотра своих позиций, направлений и планов. Возможно, что в процессе структурного передела мясного и рыбного рынка, некоторые компании смогут перейти в другой сегмент или нишу, с более сильными позициями.

www.rbcdaily.ru


хостинг от .masterhost Яндекс.Метрика Поиск | О проекте | Контакты | Клиенты | Партнеры
©
@
®
1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное 1/6 часть суши

Партнерская программа для русскоязычных сайтов Закажи рекламу на Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru! - от 130 руб. за все!