Суши-суши

Вечный зов

Суши-суши.ру (Одна шестая часть суши)

1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное

1/6 часть суши - вечный зов

Уважаемые представители компаний, связанных с производством, доставкой и предоставлением услуг в сфере СУШИ и ПИЦЦЫ!
Владельцы малого бизнеса делают все возможное, чтобы сохранить на плаву свои компании. Вплоть до того, что придумывают необычные проекты.
Учитесь зарабатывать вместе с профессионалами - воспользуйтесь нашими услугами.
Обращайтесь с любыми вопросами и предложениями - мы открыты для сотрудничества!

ИХ КАРЬЕРЫ В БИЗНЕСЕ РАЗВИВАЮТСЯ ПО ГОЛОВОЛОМНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ. ОНИ ТО И ДЕЛО БЕССТРАШНО БРОСАЮТСЯ В НЕЗНАКОМЫЕ СЕГМЕНТЫ, ВСЕЦЕЛО ПОЛАГАЯСЬ НА ЛИЧНЫЙ ДЕЛОВОЙ ОПЫТ И СОБСТВЕННУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ РЫНКА.

Временами им, этим «выскочкам», удается навязать старожилам рынка новые правила игры или даже осуществить мини-революцию в индустрии, к которой они еще совсем недавно не имели никакого отношения. Следуя интуиции, они своими действиями подчас способны опровергнуть заключения целой армии аналитиков.
— Я — серийный предприниматель! — так любит представляться Стюарт Скорман, американский бизнесмен и автор книги «Признания серийного предпринимателя, или Почему я не могу остановиться». — Звучит немного безумно, но по крайней мере не настолько, как «серийный убийца». Я просто парень, который любит запускать бизнесы. Если занимаешься этим всю жизнь, то многому учишься, попадаешь во множество переделок и делаешь массу ошибок. И понемногу превращаешься в революционера, который наметанным глазом видит сектора, нуждающиеся в позитивных переменах. И мне нравится эти перемены совершать.
Российский предприниматель Андрей Озолинь, живущий ныне в Италии и управляющийся оттуда с полудюжиной интернет-проектов, придумал себе похожую формулу самоидентификации. Пять лет назад, еще будучи у руля основанной им сети турагентств «Магазины Горящих Путевок», он начертал на своей визитке два слова, которые, по мнению бизнесмена, как нельзя лучше отражают суть его деятельности: «постановщик проектов». Потому что считал важным не столько свое авторство по отношению к отдельно взятому — пусть и успешному — бизнесу, сколько умение создавать успешные бизнесы вообще.
Стороннему наблюдателю подчас сложно усмотреть внутреннюю логику в калейдоскопе проектов, в которые пускается серийный предприниматель. «Зигзаг» предпринимательской удачи в исполнении известного британского бизнесмена Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin, таков: сеть магазинов по продаже музыкальных дисков — радиостанция — авиакомпания — оператор мобильной связи — космический туризм — производство биотоплива… Всё не перечислить, поскольку в бизнес-конгломерат Брэнсона, состояние которого оценивается почти в $4 млрд (свежий рейтинг Forbes), сейчас входит около 360 компаний. У российских «серийщиков» судьбы тоже непростые. Владимир Довгань: выпуск оборудования по производству чипсов — сеть пиццерий — хлебопекарни — выпуск алкогольной продукции — производство и продажа модной одежды — МЛМ. Олег Тиньков: торговля электроникой и бытовой техникой — производство пельменей и полуфабрикатов — пивоваренная компания — банк. Что это, творческие метания и лихорадочное предпринимательство? Что движет серийными предпринимателями и что делает их успешными?
Охота к перемене мест У серийных предпринимателей особая психофизика, которая дает им большие преимущества перед «несерийными» коллегами, но подчас ставит под угрозу создаваемые ими бизнесы. Они нередко отличаются особым взглядом на рынок, который позволяет им разглядеть возможности, невидимые для конкурентов. Они кипят бизнес-идеями, легки на подъем, обладают высоким порогом терпимости к риску, способны на пустом месте быстро сконструировать новый бизнес и заставить его колесики крутиться… Но через некоторое время (этот срок у каждого свой) серийный предприниматель начинает скучать в облюбованной им «теме». Андрей Озолинь — не без некоторой доли самокритики — набрасывает такой психологический портрет серийного предпринимателя:
— Это человек, способный работать в режиме аврала, обладающий легкой переключаемостью сознания и интересов, имеющий видение будущего, отличное от окружающих (впрочем, не всегда пророческое), и способность проецировать большое количество причинно-следственных связей на проект. Однако при всем этом ему часто свойственна низкая финансовая дисциплина и слабые административные способности, что, впрочем, компенсируется даром увлекать и вести за собой других людей.
Большинство успешных «серийщиков» — удачливые стартаперы, умеющие запускать бизнесы, но мало заинтересованные в том, чтобы лично руководить ими после того, как те вырастают в большие компании. К этому моменту их начинают увлекать иные дали.
— Мне становится грустно, когда я чувствую, что уже не управляю процессом, когда я в офисе людей не узнаю, — описывал свое состояние Олег Тиньков в интервью «Бизнес-журналу» несколько лет назад2. — Это все, это для меня конец, значит, надо продавать бизнес. Мне нужна какая-то метафизическая связь с моим бизнесом. Я хочу, чтобы моя энергия распространялась на бизнес и покрывала его. Если моя энергия, харизма — называйте как хотите — бизнес не покрывает, значит, он слишком вырос, нужно его продать и начать строить новый. Как только бизнес становится структурированным, и всё начинают решать бюрократические, процедурные, технологические вещи, он для меня теряет всякий интерес.
СТОРОННЕМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ ПОДЧАС СЛОЖНО УСМОТРЕТЬ ВНУТРЕННЮЮ ЛОГИКУ В КАЛЕЙДОСКОПЕ ПРОЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ СЕРИЙНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ. ЧТО ДВИЖЕТ ИМИ? «Дело жизни» — понятие, для серийщика трудно вообразимое. Он вообще не склонен слишком долго ассоциировать себя с конкретным бизнес-проектом — и, как следствие, не принимает провал очередного своего начинания слишком близко к сердцу, как личную неудачу. «Я не терпел поражений, я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают», — любил повторять американский изобретатель и бизнесмен Томас Альва Эдисон (1847–1931), создатель более тридцати технологических компаний, из коих некоторые процветают и поныне.
Способность легко и без излишних внутренних терзаний так или иначе расставаться с созданной компанией, когда возникает ощущение «суеты сует» и нежелание идти с нею дальше, — характерная черта серийных предпринимателей. Пожалуй, наиболее решительным и беспощадным в этом смысле проявил себя Владимир Довгань. Ему доводилось, как он признавал в свое время в беседе с «Бизнес-журналом»2, бросать многообещающие проекты, даже спустя четыре месяца после запуска. И он никогда не жалел об упущенных возможностях и оставленных перспективных рынках. «Просто я всегда строю великую компанию, великий бизнес, — говорил он. — Я глобальное люблю, поэтому некоторые люди меня не понимают. Говорят: Довгань увлекается, а потом бросает! Я и сам бы так сказал, если б находился на их уровне понимания задач и цели».
Любопытно, что в США, где термин «серийное предпринимательство» вошел в широкий обиход в начале 1990-х годов, уже попытались — на полном серьезе — подвести под этот феномен научную базу. Дескать, все дело в генетике и так называемом синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, англ. — attention deficit hyper-activity disorder). Профессор Университета Калифорнии Роберт Мойзис (Robert Moyzis) в начале 2000-х предположил, что большинство серийных предпринимателей «отмечены» этим синдромом, причину возникновения которого он связал с наличием у них гена «охотника», усиливающего быстроту реакции, способность резко смещать фокус внимания и поддерживать мыслительные процессы в многозадачном режиме. Полезный набор качеств, если бы не оборотная сторона медали — ограниченная возможность учитывать детали и долго концентрироваться на предмете, а также чрезмерная импульсивность, что становится гандикапом для носителя гена в предсказуемом и устоявшемся обществе «земледельцев». Впрочем, серийный предприниматель и исследователь Том Хартманн (Thom Hartmann), посвятивший теме «СДГВ и предпринимательство» несколько книг3, обнадежил коллег: упомянутый синдром — это божий дар для инноваторов, сокрушителей стереотипов и созидателей нового.
— Разумеется, это не нечто, требующее «лечения», — улыбается психолог и писатель Ольга Маховская. — Но у этого вида предпринимательства есть психологические последствия: образ быстрых перемен, постоянных передвижений и смены стратегии становится хроническим — настолько, что потом трудно стабилизироваться.
Что же касается неспособности к рутинному каждодневному менеджменту — это дело предпринимательской техники. Талантливым «серийщикам» справиться с этим недостатком почти всегда удается.
— В моей системе понятий есть два термина, которые не являются синонимами: «предприниматель» и «бизнесмен», — говорит Евгений Дитковский, исполнительный директор «Магазина готового бизнеса Deloshop». — Разница примерно такая же, как между инжиниринговой компанией и эксплуатационной. Первая — строит, вторая — эксплуатирует. Предприниматель запускает бизнес, и, как только возникает эффективно действующая система, предмет его работы заканчивается. Дальнейшая эксплуатация — это уже дело соответствующим образом мотивированного операционного менеджмента, который должен к тому времени сложиться в компании. Основателю остается либо продать дело бизнесмену, который будет его развивать дальше, либо лишь держать руку на пульсе, а самому заниматься другими проектами. Именно таких людей я называю предпринимателями — и даже без добавления «серийный».
«Охотники» и «земледельцы» Естественный союзник серийного предпринимателя в строительстве нового бизнеса — «земледелец», человек, который по складу характера способен каждодневно старательно возделывать созданную «поляну» и доводить до совершенства мельчайшие детали. Создание такого менеджерского костяка, обеспечивающего оперативное управление, — залог успешности проекта, особенно в опасный период, когда сам «серийщик» начинает остывать по отношению к нему. Кому-то ведь нужно принять на свои плечи все бремя управления созданной структурой! «Выбор простой: либо невольно загробить бизнес, переключившись на другой проект, либо опереться на партнера, которому доверяешь», — говорит Андрей Озолинь. Талантливые «серийщики», как правило, умеют выстраивать отношения со своими «земледельцами»: берут их в компаньоны или применяют иные схемы мотивации на результат. «Инвестируйте в людей, а не в продукт!» — дает совет коллегам американский серийный предприниматель Шаф Расул в своей книге4, имея в виду, что не нужно скупиться при привлечении в стартап людей, способных взять на себя управленческие функции, выполнять которые «серийщик» не хочет или по природе своей не способен.
Бизнесмен из Орехово-Зуева Андрей Рудь полагает, что серийному предпринимателю нелишне иной раз даже создавать компанию под конкретного человека, профессионала в соответствующей сфере, причем тот обязательно должен стать соучредителем в организации. В большей части созданных им малых предприятий (а их более сорока) генеральные директора — совладельцы. Только при наличии такого управленческого тыла серийный предприниматель может эффективно работать в многозадачном режиме. Его вклад в стартап, помимо взноса в уставной капитал, — опыт и поддержка со стороны уже действующих бизнесов: своя строительная фирма делает ремонт, своя мастерская — мебель, своя юридическая фирма оформляет лицензии и т. д. «Поэтому стартапы у нас запускаются быстро и с меньшим риском: «холостые выстрелы» никому не нужны», — говорит Рудь.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОЮЗНИК СЕРИЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОГО БИЗНЕСА — «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ», ЧЕЛОВЕК, СПОСОБНЫЙ ВОЗДЕЛЫВАТЬ СОЗДАННУЮ «ПОЛЯНУ» «От человека» порой пляшет и Ричард Брэнсон. Обстоятельства создания одной из его компаний — Virgin Brides, торгующей свадебными платьями и аксессуарами, — уже чуть ли не превратились в легенду. Фирму Брэнсон учредил в 1996 году, сразу же после того, как случайно разговорился с обычной стюардессой о тенденциях свадебной моды. Причем она же по его настоянию и возглавила стартап. Вполне эпатажный подход к кадровому вопросу — в духе человека с геном «охотника».
Разумеется, есть определенный риск в том, чтобы сразу пускать «земледельца» в капитал создаваемой компании: тот может по какой-либо причине «не потянуть» проект или не сработаться с предпринимателем — вплоть до разрыва отношений.
— В таком случае можно получить «пассажира», который имеет долю в бизнесе, но ничего не делает, — предупреждает Евгений Дитковский из Deloshop. — Чтобы не допустить этого и сохранить высокий уровень мотивации, разумно использовать систему опциона, дающую операционному менеджеру возможность выкупить оговоренную долю в бизнесе по первоначальной цене лишь после того, как он докажет свои способности и компания выйдет на некие целевые показатели по оборотам.
Серийный предприниматель с хорошим стажем — это нередко харизматичный «охотник» со свитой из толковых «земледельцев», с которыми он связан партнерскими отношениями по многим проектам. В идеале сообща они обладают необходимым набором компетенций, чтобы поднять и удержать сколь угодно дерзновенный проект. И генератором новых идей в этой неформальной бизнес-команде, разумеется, выступает серийный предприниматель.
Трудно расстаться? Сознавая собственное непостоянство, серийный предприниматель заранее намечает пути отхода — чуть ли не с момента создания стартапа. Путей, собственно, может быть только два: передача проекта в руки надежного партнера (запланированное превращение в «пассажира») или продажа бизнеса. «Продажа — всегда сложный момент, — говорит Андрей Озолинь. — И думать об этом нужно весьма заблаговременно, при этом обеспечив такую структуру совладения, чтобы было кому вести проект без постоянного внимания со стороны серийного предпринимателя». Он уверен, что продавать нужно сразу же, как только находится покупатель, способный предложить цену, учитывающую рост. Озолинь говорит об этом с апелляцией к собственному опыту: у него процесс продажи «Магазинов Горящих Путевок» превратился в мучительный сериал продолжительностью почти в четыре года (компания была продана в 2006-м).
При продаже многие «серийщики» не особенно сильно привередничают по поводу цены, не выгадывают конъюнктуру, при которой их актив был бы дороже: им важно избавиться от поднадоевшего бизнеса, чтобы тот не тянул их назад и не оттягивал ресурсы, — и двигаться дальше.
Зависший на руках у прирожденного «серийщика» бизнес-актив — большое несчастье как для его создателя, так и для самого проекта. Психологически серийному предпринимателю уже жаль в этот период инвестировать в его дальнейшее развитие значительные средства и усилия. А иногда попросту не хватает компетенций, чтобы выводить компанию на новый уровень и превращать в зрелый бизнес. Да и зачем, когда его мысленному взору уже открываются иные — такие восхитительные и манящие — бизнес-пространства? Временами, впрочем, серийный предприниматель вспоминает про своего «пасынка», проверяет его «дневник» и пытается заставить поднять «успеваемость». Однако решения, предлагаемые специалистом по инжинирингу новых бизнесов, чаще всего не могут вдохнуть новую жизнь в уже существующий проект.
Впрочем, рынок покупателей готового бизнеса в России уже достаточно хорошо сформировался. Крупные компании входят во вкус приобретения мелких профильных конкурентов. Консультанты по продаже бизнеса с удовлетворением отмечают, что у них появляются среди серийных предпринимателей постоянные клиенты. Подтягиваются венчурные фонды и фонды прямых инвестиций. Так что есть для кого выпекать, как горячие пирожки, новые бизнесы.

www.business-magazine.ru


хостинг от .masterhost Яндекс.Метрика Поиск | О проекте | Контакты | Клиенты | Партнеры
©
@
®
1/6 часть суши :: Поисковый кулинарный портал - Добавить в избранное 1/6 часть суши

Партнерская программа для русскоязычных сайтов Закажи рекламу на Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru! - от 130 руб. за все!