Хотя многие считают понятия PR, реклама и маркетинг абсолютными синонимами, на самом деле это не так.
Чтобы разобраться в уникальности каждого понятия, нужно растолковать их.
С рекламой мы сталкиваемся каждый день. Это та информация, которая привлекает интерес к определенному физическому или юридическому лицу, товарам, идеям. То есть реклама помогает реализовать тот или другой рекламируемый товар. Например, всем знакомо появление в городе к 8 марта бил-бордов с рекламой стиральных машин: «стиральные машины bosch - лучший подарок мамам».
Совсем другое дело – маркетинг. Он подразумевает процесс создания и воплощения в жизнь той или иной идеи, планирование цены на товар, который будут продавать. Также в понятие маркетинга входит реализация товаров, услуг или идей, обмен ими. При этом и покупатель, и продавец остаются в выгодном положении.
Таким образом, несложно понять, что реклама стимулирует сбыт товаров, а маркетинг – планирует этот сбыт.
Что касается PR, или паблисити, то его главное правило – бесплатность и стихийность.
Внимание общественности привлекается путем абсолютно бесплатного освещения в средствах массовой информации той или иной продукции.
PR бывает внутренним и внешним. Под «внутренним пиаром» подразумевают открытые и доброжелательные отношения между начальством и подчиненными. По сути, это так называемый внутрикорпоративный пиар. То есть, коллектив определенной фирмы разработал эффективные только для себя нормы и правила общения, культурные ценности. Например, компания-производитель автомагнитол бесплатно раздает всем своим сотрудникам автомагнитолы, изготовленные на предприятии. Руководство таким образом поддерживает свою марку, а сотрудники приятно удивлены заботе и вниманию, они советуют своим знакомым и родственникам пользоваться автомагнитолами именно этой фирмы. В такой работе действительно есть очень много «плюсов».
Сотрудники эффективнее работают, у них есть мотивация к трудовой деятельности, а руководство компании, в свою очередь, ценит и поддерживает свой персонал.
Внешний PR – это работа с покупателями, клиентами, заказчиками и конкурентами, но не с сотрудниками компании.
Важно понимать, что внутренний и внешний пиар тесно связаны друг с другом.
По-настоящему успешная компания уделяет достаточно внимания обоим направлениям.